Одним из ключевых инструментов системы менеджмента качества в медицинской организации является разработка и строгое следование СОП-ам. Стандартная операционная процедура или СОП – это инструкция действий исполнения рабочих процедур или действий, оформленный документально.

 Для чего нужны СОПы в медицине?

СОПы для медицинских организаций оговаривают типовые и нетиповые действия персонала. Данные знания и умения, применяемые по стандартной процедуре, значительно упрощают работу медицинского персонала. СОПы содержат поэтапные инструкции, которым должен неукоснительно следовать персонал при выполнении той или иной процедуры или вмешательства. Например, в лаборатории будет много СОП – по одной на каждую выполняемую процедуру.

В чем преимущества применения СОП в медицинской организации?

Детально прописанные процедуры с указанием ролей, времени и очередности исполнения, вариантов реагирования на то или иное событие и других вопросов обеспечивают:

Согласованность. Все сотрудники должны выполнять манипуляции совершенно одинаково, для того чтобы был получен один и тот же результат. В случае лабораторной диагностики согласованность дает возможность пользователям лаборатории прослеживать изменения во времени у конкретных пациентов, сдающих анализы у разных лаборантов или в разных лабораториях. Если разные лаборатории пользуются одними и теми же СОП, их результаты можно сравнивать.

Корректность результатов. Сотрудники, следующие задокументированным процедурам, получат больше правильных результатов, чем если они будут полагаться лишь на собственную память, поскольку они не пропустят ни одного шага в процессе.

Качество. Согласованные и корректные результаты диагностики, проводимых манипуляций и процедур, хирургического и иного лечения являются главной целью работы любой медицинской организации и являются показателем качества.

В Национальном центре медицины стандартные операционные процедуры, алгоритмы и чек-листы разрабатываются всеми структурными подразделениями. По отзывам персонала больницы, работать по СОП-ам, алгоритмам и чек-листам стало значительно проще и эффективнее, риски ошибок, нежелательных событий стали уменьшаться.