Юбилейные мероприятия, посвященные 70-летию оторингологического отделения Республиканской больницы №2-Центра экстренной медицинской помощи с участием врачей из Москвы и Хабаровска начались вчера в Якутске на базе Сурдологического центра Национального центра медицины. В течение трех дней сурдологи проведут настроечные сессии людям, перенесшим кохлеарную имплантацию. О том, как это происходит, рассказывает заведующий Республиканским сурдологическим центром  РБ№1-НЦМ Надежда Ильина.

Давайте начнем с того, что такое кохлеарная имплантация, Надежда Романовна.

— Кохлеарная имплантация – это один из видов слухопротезирования. Система кохлеарной имплантации состоит из двух частей: приемника-стимулятора (это внутренняя часть, которая вживляется в  ухо во время операции, после операции она находится под кожей головы и не видна) и речевого процессора (устройство, очень похожее на большой слуховой аппарат, который фактически заменяет функцию органа слуха). Кохлеарная имплантация – это комплексная технология, состоящая из нескольких этапов: предварительное обследование пациента, операция и длительная реабилитация (занятия с сурдопедагогом, логопедом, психотерапевтом  и периодическая настройка речевого процессора для получения максимального эффекта от кохлеарного импланта, создание индивидуальных программ прослушивания и т.д.). Эта работа направлена на формирование у человека, потерявшего слух, полноценных слуховых ощущений, поэтому очень важна точная, правильная настройка и реабилитация пациентов.

И вы сегодня занимаетесь настройкой речевых процессоров?

— Да, и впервые в республике проводятся настройки речевых процессоров систем кохлеарных имплантов с участием врачей из Москвы и Хабаровска. На базе нашего дневного стационара с 26 по 28 ноября работают к.м.н., заведующий сурдологическим отделением ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России Виталий Леонидович Карпов и заведующий поликлиническим отделением филиала НКЦО города Хабаровска Ольга Леонидовна Кузьминых. Настройки проходят по двадцать пять — тридцать пациентов в день. Мы рады, что наши пациенты проходят настройки здесь, не выезжая за пределы республики.

Как же происходит настройка и насколько она важна?

— Каждая настройка – это очередная ступень к качественному слуху и слухоречевому развитию. Как правило, подключение речевого процессора и его первая настройка происходит через три — пять недель после проведения операции по кохлеарной имплантации. На первом году использования кохлеарного импланта проводятся три — четыре настроечные сессии, на втором году две сессии, в последующие годы – по одной сессии в год. В процессе этой работы обеспечивается максимальная разборчивость воспринимаемой речи за счет последовательного уточнения пороговых и комфортных уровней стимуляции.

А сколько пациентов нуждается сегодня в настройках речевых процессоров?

— В нашей республике на сегодняшний день имеется 231 пациент с кохлеарными имплантами, из них 75-80 должны пройти настройки речевых процессоров в этом году.

Сколько среди тех, кто будет проходить настройку в этот раз, взрослых, сколько детей?

Восемь взрослых пациентов, остальные — дети.

         Глухой человек с кохлеарным имплантом получает возможность научиться понимать речь и говорить, а имплантация малыша в возрасте до двух лет создает потенциальные условия для того, чтобы он развивался так же, как нормально слышащий ребенок. Родители во время настройки аппарата сидят рядом с детьми. Чтобы помочь своему ребенку его освоить, нужно знать, как работает процессор, уметь его настраивать и управлять.

— Моему ребенку поставили кохлеарный имплант фирмы «МЕД-ЕЛ», — делится Раиса Алексеева, мама маленького пациента Надежды Романовны. — Нам очень удобно, что специалисты приезжают в Якутск, чтобы настроить наши процессоры. Здесь есть дети с родителями из районов республики, и все очень довольны.

Вернуть слух – это значит подарить человеку мир звуков, возможность общаться, вернуться к учебе, работе, к обычной жизни. И сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих – и детей, и взрослых.

Зоя ИГНАТЬЕВА